Укрепление откосов монолитным бетоном типовой
Современные технологии укрепления откосов дорог
Специалисты, работающие на благо развития дорожно-строительной отрасли, уже давно отдают предпочтение использованию современных инновационных материалов при строительстве дорог. Приобретенный за последние годы опыт применения новых технологий в строительстве дорог показывает, что геосинтетические материалы обеспечивают оптимальное решение самых сложных задач проектирования и строительства дорог. Эти материалы надежны, долговечны и произведены из экологичного сырья.
В сфере дорожного строительства геосинтетические материалы в числе прочего используются и для укрепления откосов дорог. Откосы представляют собой поверхности, расположенные по обе стороны дорожного полотна в наклонной плоскости. Эти поверхности сами по себе неустойчивы, поэтому с целью предотвращения разрушения откосов из-за выветривания или вымывания грунтов требуется осуществлять укрепление откосов земляного полотна. Учитывая степень важности этого мероприятия армирование откосов вдоль дорожного полотна должно производиться строго в соответствии со строительными нормами под жестким контролем квалифицированных специалистов в данной области строительства.
Укрепление откосов железобетонными плитами
Классическим способом армирования откосов вдоль автодорог счиается укладка монолитных железобетонных плит. Методика давно зарекомендовала себя, однако по своей сути сама наносит некоторый урон экологической составляющей вопроса, нейтрализуя какую-либо растительность на поверхности объекта.
Основные этапы работ:
- рытье траншеи в основании укрепляемого откоса;
- устройство песчаной основы;
- отсыпка шебня и организация упорной призмы из камня;
- щебеночная подготовка и ее уплотнение;
- монтаж железобетонных блоков;
- устройство гидроизоляции;
- монтаж армокаркасов;
- бетонирование;
- устройство влагозащитной пленки.
Укрепление откосов георешеткой
В тех случаях, где уклон откоса достаточно велик, а надежно зафиксировать его путем посева многолетних трав не представляется возможным, производится укрепление откосов георешеткой или геоматом. Объемная георешетка – это прочный материал, имеющий сотовую структуру. Она укладывается на наклонное основание и наполняется грунтом, песком, щебнем или цементом, создавая поверхность, способную выдержать серьезные эксплуатационные нагрузки. После проведения этого мероприятия объемная сетка засевается семенами трав. Взошедшая растительность не только скрывает под собой систему укрепления и придает откосу эстетичный вид, но и дополнительно укрепляет его корневой системой. Таким образом, применение георешеток в современном дорожном строительстве позволяет возводить дорожное полотно даже на очень слабом основании, подверженном сильному эрозионному воздействию.
Фотографии и видеоролик взяты с сайтов: www.geo-allianz.ru и blog.specstroy.ru
Инструкция по укреплению откосов
Укрепление земляных откосов также несет в себе защитную функцию, что предполагает их предохранение от размыва грунта атмосферными осадками, выдувания почвы с их поверхности. Если вовремя не принять меры по укреплению откосов, то неизбежно возникновение обвалов, оползней и прочих разрушительных процессов.
Геотекстиль при укреплении насыпей подкладывается под объемную георешетку. Он осуществляет разделительную функцию, задерживает наполнитель в ячейках. Помимо этого, геотекстиль имеет высокую водопропускную способность и выполняет функции обратного фильтра. При выполнении работ по фиксации склонов данный геосинтетик укладывается слоями на различной высоте. Таким образом, конструкция имеет повышенную прочность.
Способы укрепления откосов: технология
Выбор метода и устройства укрепления откосов зависит от некоторые факторов. Во-первых, это тип почвы. Во-вторых, вид сооружения, его размеры. В-третьих, климатические, топографические, гидрологические условия. Не менее важны заданные сроки строительства, имеющиеся финансовые средства.
Можно провести гидропосев трав, одерновку, посадки кустарников либо деревьев, устроить сплошные покрытия шлаком, установить монолитные железобетонные или асфальтобетонные плиты, а также волноотбойные стены и иногое другое. Но самым распространённым способом считается использование геосинтетических материалов.
Материалы для укрепления откосов
Для армирования песчаных, скалистых, крутых склонов мостов, автодорог и других конструкций принято использовать современные геоматериалы. Это геотекстиль – нетканое иглопробивное полотно, геосетка – плоская продукция из полимеров с ячеистой структурой. Также в работах применяются геоматы – трехмерный материал с хаотичной структурой и биоматы, представляющие собой биоразлагаемый, композиционный нетканый или нитепрошивной продукт из трех слоев.
Рассмотрим кратко некоторые методы армирования склонов.
Укрепления откосов земляного полотна геотекстилем
Геополотно наиболее часто применяется при укреплении откосов земляного полотна с наклонов до 60 градусов.
Технология укладки геотекстильного материала при усилении склонов состоит в следующем:
1. Перед началом работы по укреплению откосов необходимо выровнять поверхность, которая в дальнейшем будет укрепляться.
2. Далее решается проблема с обустройством площадки.
- Если она будет образована выше земли, то вначале нужно положить геотекстиль: перекрытие должно составлять 20 см. Затем создать опалубку по всей длине, засыпать сверху камнем или песком. После еще раз уложить геоматериал, засыпать его песком и, если требуется провести работы по укладки плитки.
- Если же площадка будет на одном уровне с поверхностью, то необходимо извлечь грунт так, чтобы образовалось углубление в 20-50 см. Далее укладывается геополотно, насыпается гравий и щебень. Затем снова застилается геосинтетик, сыпется песок. После чего можно уложить брусчатку или плитку с помощью цементного раствора.
3. Геотекстиль, уложенный нахлестами, обязательно крепиться скобами. Вдоль шва можно насыпать еще природных материалов.
Технология укрепление откосов геоматом
Для укрепления крутых откосов – около 70 градусов используется геомат.
При укладке этого геоматериала рекомендуется выполнять следующие условия:
- Выровнять, уплотнить поверхность почвы, где будут проводиться укрепительные работы.
- Вырыть небольшое углубление, глубиной около 30 сантиметров. Провести водоотвод.
- Выложить рулон материала и подогнать его по размеру, если это необходимо.
- Натянуть геосинтетик гладкой стороной вниз по поверхности земли ровно и плотно. Нахлест должен равняться 15 см в вдоль, 20 см – в поперек.
- Геомат крепится к траншее с помощью специальных крепежей — анкеров.
- Затем геоматериал засыпается грунтом, уплотняется.
Дополнительная информация:
Укрепление монолитным бетоном откосов насыпей и конусов малых мостов
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)
УКРЕПЛЕНИЕ МОНОЛИТНЫМ БЕТОНОМ ОТКОСОВ НАСЫПЕЙ И КОНУСОВ МАЛЫХ МОСТОВ
I. Область применения
Технологическая карта разработана на укрепление монолитным бетоном толщиной 12 см откосов насыпей и конусов малых и средних мостов с неукрепленным руслом (высота насыпи от 6 до 8 м, крутизна откосов 1:1,5).
В состав работ входят:
— отрывка траншеи под рисберму экскаватором;
— доработка траншеи вручную;
— устройство щебеночной подготовки под монолитный бетон экскаватором-драглайном;
— укладка бетонной смеси;
— наброска камня в траншею.
^ II. Организация и технология производства работ
До начала работ по укреплению откосов насыпей и конусов необходимо:
— произвести планировку и уплотнение откосов земляного полотна в соответствии с требованиями СНиП «Земляные сооружения, основания и фундаменты» и СНиП «Автомобильные дороги»;
— выполнить геодезические разбивочные работы, обеспечивающие ровность укладки бетона в соответствии с проектом.
Щебеночную подготовку толщиной 10 см под монолитный бетон устраивают из щебня фракции 10-20 мм.
Бетон класса В15, применяемый для укрепления откосов насыпей и конусов, должен отвечать требованиям ГОСТ; арматура (сетка с ячейками 20×20 см) из углеродистой горячекатаной стали диаметром 6 мм класса А-1 — требованиям ГОСТ.
Работы по укреплению откосов насыпей и конусов монолитным бетоном ведет комплексная механизированная бригада поточным методом на двух захватках (рис.1).
Рис.1. Схема организации и производства работ
^ Операции, выполняемые на захватках:
1-я захватка — отрывка траншеи под рисберму экскаватором /; доработка траншеи вручную; подача каменных материалов экскаватором /; устройство щебеночной подготовки экскаватором-драглайном //, поливка щебеночного основания водой с помощью поливочно-моечной машины ///; уплотнение щебеночного слоя прицепным виброкатком, подвешенным к стреле экскаватора II;
2-я захватка — установка арматурных сеток и укладка асфальтовых планок в швы; укладка бетона на откос с помощью автокрана IV и бадьи V; устройство влагозащитной пленки из битумной эмульсии с помощью ручного распределителя, наброска камня в рисберму
Стрелкой указано направление потока.
Сменная производительность бригады при укладке бетона 300-350 м.
Численность комплексной бригады 10 чел.:
Машинист экскаватора 6 разр. — 1;
Машинист экскаватора 5 разр. — 1;
Машинист автокрана 5 разр. — 1;
Бетонщик 4 разр. — 1;
Бетонщик 2 разр. — 1;
Арматурщик 2 разр. — 1;
Плотник 4 разр. — 1;
Мостовщик 4 разр. — 1;
Дорожный рабочий 2 разр. — 1.
Рабочие владеют смежными профессиями, что позволяет достичь равномерной загрузки членов бригады.
На первой захватке выполняются следующие технологические операции:
— отрывка траншеи под рисберму экскаватором ЭО-2621 А;
— разравнивание вынутого грунта экскаватором, оборудованным отвалом;
— доработка траншеи вручную;
— устройство щебеночной подготовки экскаватором-драглайном;
— уплотнение щебеночного слоя прицепным виброкатком, подвешенным к стреле экскаватора-драглайна;
— подача каменных материалов в траншею экскаватором ЭО-2621А.
Отрывка траншеи производится экскаватором ЭО-2621А с обратной лопатой (ковш вместимостью 0,25 м) вдоль подошвы земляного полотна согласно разбивочным точкам.
При рытье траншеи грунт выбрасывается навымет, а затем с помощью отвала, имеющегося на экскаваторе, разравнивается и планируется равномерным слоем за пределами траншеи.
Вслед за экскаваторными работами выполняются работы по углублению дна траншеи вручную и доведению ее геометрических размеров до проектных.
Объемы работ по рытью траншеи должны быть увязаны с работами по устройству каменной наброски, укреплению откосов. Картой предусмотрена сменная производительность бригады при устройстве рисбермы в пределах 50-60 м.
По окончании работ по рытью траншеи экскаватор ЭО-2621А используется для подачи камня в рисберму при устройстве каменной наброски.
Щебень для подстилающего слоя доставляется автомобилями-самосвалами и выгружается непосредственно в траншею, откуда ковшом экскаватора-драглайна равномерно распределяется и разравнивается по откосу.
Щебеночную подготовку (толщина слоя 10 см) на откосе устраивают экскаватором-драглайном Э-652 с ковшом со сплошной режущей кромкой. Экскаватор устанавливается на спланированной площадке насыпи (конуса) и последовательным движением ковша снизу вверх перемещает и разравнивает щебень по откосу слоем заданной толщины. По мере выполнения планировочных работ экскаватор перемещается вдоль откоса насыпи (конуса).
По окончании планировки на экскаваторе производят замену ковша прицепным виброкатком Д-480 и приступают к уплотнению слоя щебня на откосе.
Уплотнение выполняется за пять-шесть, проходов виброкатка по одному следу. Движение катка осуществляется с помощью подтяжного троса экскаватора. Во избежание разрушений слоя первые два-три прохода катка выполняют с выключенным вибратором со скоростью не более 2 км/ч. Затем каток устанавливают у подошвы уплотняемого откоса и приводят в рабочее положение (пуск вибратора). Скорость катка при движении вверх — 1,3-1,6 км/ч. Вниз виброкаток движется по ранее оставленному следу под действием собственного веса со скоростью не более 2,0 км/ч. Скорость катка регулируется машинистом экскаватора с помощью подтяжного троса.
Признаками завершения уплотнения служат прекращение образования волны перед вальцом катка и отсутствие заметной на глаз осадки щебня.
При уплотнении откоса экскаватор и каток постепенно смещаются вдоль насыпи, обеспечивая перекрытие каждой предыдущей полосы уплотнения на 0,25-0,3 м.
На второй захватке выполняются следующие технологические операции:
— укладка на поверхность откоса арматурных сеток и асфальтовых планок;
— укладка бетона на откос с помощью автокрана грузоподъемностью 10 т, оборудованного бадьей;
— устройство влагозащитной пленки из битумной эмульсии с помощью ручного распределителя;
— наброска камня в траншею.
Укрепляемая поверхность откоса делится на карты 3,0х1,8 м асфальтовыми планками размерами 3x6x50 см (антисептированными досками).
Для удержания асфальтовых планок в проектном положении их временно закрепляют металлическими штырями диаметром 16-18 мм длиной 25-30 см. Их забивают в грунт через слой щебеночной подготовки по бокам асфальтовых планок. На асфальтовые планки и на «сухари» (бетонные бруски толщиной 6 см) укладывают металлическую сетку с ячейками 20х20 см из стержней диаметром 6 мм. Поверх арматуры на нижние ряды асфальтовых планок устанавливают такие же планки, которые связывают с нижними, как показано на рис.2. В местах сопряжения плит укрепления с конструкциями опор также устанавливают асфальтовые планки (антисептированные доски).
Рис.2. Схема установки асфальтовых планок
^ 1 — металлическая сетка; 2 — асфальтовая планка.
Производство укрепительных работ необходимо начинать с конусов, причем укладку бетона следует вести снизу вверх по откосу.
Подача бетона к месту укладки осуществляется автокраном КС-3562А грузоподъемностью 10 т, оборудованным бадьей с разгрузочным затвором.
В целях исключения трудоемких операций по ручной перекидке бетонной смеси бетон из бадьи следует разгружать в пределах карты.
Если вылет стрелы автокрана не обеспечивает распределение бетона по всей ширине откоса, бетон необходимо распределять с верхней и нижней стоянок автокрана. Бетонная смесь распределяется с учетом коэффициента запаса на уплотнение, равного 1,02.
Распределенную на откосе бетонную смесь уплотняют площадочными вибраторами типа И-7 или вибробулавой (типа И-22). Поверхность слоя бетона должна быть ровной и гладкой, а толщина — соответствовать проектной.
Признаками окончания уплотнения при работе вибраторов являются: прекращение оседания бетонной смеси, появление на ее поверхности цементного молока, уменьшение количества воздушных пузырьков, выходящих из бетонной смеси.
Свежеуложенную бетонную смесь покрывают битумной эмульсией в количестве 0,4-0,6 кг/м с помощью ручного распределителя.
Каменную наброску устраивают из булыжного или рваного камня размером до 25 см.
Для уменьшения трудоемкости работ камень, доставленный автомобилями-самосвалами, подается в рисберму экскаватором ЭО-2621А. Окончательную укладку камня и его распределение по сечению рисбермы выполняет мостовщик 4 разр.
Калькуляция трудовых затрат на устройство 100 м рисбермы и укрепление монолитным бетоном 100 м откосов приведена в табл. 1, 2.
При операционном контроле качества работ по укреплению откосов насыпи и конусов монолитным бетоном следует проверять:
— положение траншеи в плане;
— размеры траншеи по глубине и ширине;
— толщину слоя, качество планировки и уплотнения щебеночной подготовки на откосе;
— правильность укладки арматурных сеток и асфальтовых планок;
— качество укладки бетона в конструкции;
— выполнение работ по нанесению влагозащитного покрытия, жесткость рисбермы.
Качество выполнения работ контролирует мастер визуально и с помощью инструментов:
— при устройстве рисбермы проверяет ровность поверхности, геометрические размеры, отметки дна рисбермы;
— при устройстве щебеночной подготовки — ровность поверхности, толщину слоя;
— при установке арматурных сеток и асфальтовых планок — отметки установки сеток, планок, крепление планок;
— при укладке бетона — ровность, фактуру поверхности, качество уплотнения.
III. Технико-экономические показатели
(на 100 м укрепленного откоса и на 100 м рисбермы)
Затраты труда — 9,43 чел. — дня;
Потребность в машинах — 2,15 маш. — смены;
Выработка на одного рабочего:
при укреплении откоса — 10,0 м;
при устройстве рисбермы — 10,0 м.
^ IV. Материально-технические ресурсы
Потребность в основных материалах определена расчетом на 100 м укрепленного откоса и 100 м рисбермы:
Щебень фракции 20-40 мм — 13,0 м;
Бетон класса В15 — 12,3 м;
Камень для рисбермы — 50 м;
Сетка металлическая с ячейками размерами 20х20 см из арматуры диаметром 6 мм — 100 м;
Планки асфальтовые — 0,5 м;
Эмульсия битумная — 0,05 т.
Потребность комплексной механизированной бригады в машинах, оборудовании и приспособлениях определена из расчета оптимальной их загрузки:
Экскаватор-драглайн на гусеничном ходу Э-652 — 1;
Экскаватор неполноповоротный гидравлический ЭО-2621А — 1;
Кран автомобильный грузоподъемностью 10 т КС-3562А — 1;
Виброкаток прицепной Д-480 — 1;
Вибратор площадочный И-7 — 1;
Распределитель вяжущих материалов — 1;
Бадья с разгрузочным затвором — 3.
V. Техника безопасности
При производстве работ по укреплению откосов насыпи и конусов монолитным бетоном необходимо соблюдать требования по охране труда, приведенные в соответствующих разделах «Правил техники безопасности пристроительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», СНиП 12-03-2001 и СНиП 12-04-2002, (гл.5. Земляные работы).
Машинисты, рабочие и другие работники при выполнении дорожно-строительных работ должны быть обеспечены средствами защиты и специальной одеждой в соответствии с действующими правилами по охране труда и технике безопасности.
Укрепление откосов монолитным бетоном типовой
4. УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ ЗЕМЛЯНЫХ СООРУЖЕНИЙ И БЕРЕГОУКРЕПИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
4.1. При строительстве каналов и возведении насыпей речных гидротехнических сооружений укрепление откосов и берегов следует выполнять, как правило, насухо.
4.2. Укрепляемые откосы и берега надлежит в надводной части предварительно спланировать, а в подводной — протралить, очистить и в необходимых случаях спланировать.
Планировка земляных откосов и берегов в надводной части производится в соответствии с требованиями СНиП III-8-76. Подводные откосы планируются путем срезки или подсыпки несвязных грунтов.
4.3. Отклонение отметок бровки откоса под жесткое крепление от проекта допускается ± 5 см.
Отклонение поверхности надводного откоса от проектной линии после срезки неуплотненного грунта и планировки допускается ± 10 см. Точность планировки определяется с помощью шаблонов и визированием по колышкам, установленным через 20 м по откосу, или инструментально.
4.4. Обработку ядохимикатами откоса, подготавливаемого под жесткое крепление насухо, следует выполнять после планировки, предусмотренной проектом.
Обработку откосов гербицидами сплошного действия необходимо проводить не ранее чем за 10 дней до укладки крепления, не допуская смыва гербицидов дождевыми осадками.
4.5. Уплотнение основания под жесткое крепление до требуемой плотности следует осуществлять после планировки и протравливания ядохимикатами.
4.6. При отрицательных температурах воздуха укладку фильтра или подготовку под жесткое крепление откоса следует производить из несмерзшихся несвязных грунтов, при этом необходимо соблюдать следующие условия:
а) мерзлые комья размером 5 см и более следует дробить или удалять; в слоях допускается наличие равномерно распределенных комьев размером менее 5 см не более 10 % общего объема;
б) каждый слой следует укладывать сразу на всю его толщину;
в) перед укладкой слоев снег и лед с основания должны быть удалены;
г) во время снегопада и метелей работы по устройству обратного фильтра должны быть прекращены. Перед возобновлением работ необходимо удалить с откоса снег и смерзшиеся комья грунта.
4.7. Устройство упоров, предохраняющих одежду откоса от сползания, следует выполнять до начала его укрепления.
4.8. Укладка дробленого камня и щебня на крутых откосах должна производиться укладчиками и планировщиками. Планировку бульдозером разрешается выполнять на откосах не круче, чем указано в его паспорте.
4.9. Применение для укрепления откосов и берегов мощения из камня допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании. Каменные крепления берегов под водой устраиваются в виде набросок камня с естественным откосом от 1: 1,25 до 1 : 1,5.
4.10. Планировку каменной наброски для придания откосу требуемого профиля следует производить после ее осадки.
4.11. Устройство монолитной бетонной и железобетонной облицовки откосов с заложением круче 1:1 производится через полосу (в две очереди) с применением опалубки, устанавливаемой по бетонным маякам.
4.12. Устройство креплений из монолитного бетона и железобетона на земляных откосах с заложением 1:2,5 и более пологих следует выполнять согласно требованиям п.7.11.
4.13. При укреплении откоса монолитными железобетонными плитами должно контролироваться выполнение следующих требований:
а) отклонения от установленной проектом толщины плит допускаются в пределах от + 8 до — 5 мм;
б) в плитах не должно быть трещин;
в) между материалом заполнения швов и вертикальными гранями плит не должно быть щелей.
4.14. Сборные железобетонные плиты следует укладывать на укрепляемый откос от подошвы к гребню сооружения. Величина выступов между смежными плитами не должна превышать 10 мм.
4.15. При укладке сборных железобетонных плит в зимний период спланированную поверхность обратного фильтра надлежит предварительно очистить от снега и наледи. Плиты крепления должны равномерно прилегать к поверхности фильтра.
4.16. Монолитное асфальтобетонное покрытие выполняется захватками с помощью асфальтоукладчиков на сухое непромороженное основание при температуре воздуха не ниже 5 °С. При толщине покрытия до 10 см асфальтобетонную смесь допускается укладывать в один слой, при этом. если проектом предусмотрено армирование покрытия, арматурный каркас укладывают на откос до укладки смеси и в процессе укладки перемещают в середину уложенного слоя асфальтобетонной смеси до ее уплотнения. При толщине покрытия свыше 10 см асфальтобетонную смесь укладывают послойно с укаткой отдельных слоев до проектной плотности. Если проектом предусмотрено армирование покрытия, то каркасы укладывают между слоями покрытия.
Отклонения от установленной проектом толщины асфальтобетонного покрытия не должны превышать 10 %. Укладка асфальтобетонной смеси в захватку должна выполняться при температуре смеси от 140 до 120 °С. Укладка смеси, имеющей температуру ниже 100 °С, запрещается.
4.17. Асфальтобетонную смесь следует уплотнять с помощью гладкого катка или виброкатка. Укатку следует производить до тех пор, пока каток не перестанет оставлять следов на поверхности покрытия, а плотность асфальтобетона не достигнет проектной.
4.18. Проверку соответствия физико-механических свойств асфальтобетона и толщины его слоя требованиям проекта осуществляет строительная лаборатория, для чего должны быть взяты керны или вырубки остывшего асфальтобетона из расчета один керн или одна вырубка на 450 м 2 покрытия. Взятие кернов или вырубок в зоне уреза и колебания уровней воды запрещается. Отверстия от кернов и вырубок должны немедленно заделываться литым асфальтовым раствором.
4.19. Крепление подводных откосов с заложением 1:2,5 и более пологих из железобетонных и асфальтобетонных плит следует выполнять с помощью плавучих кранов поперек откоса снизу вверх в направлении против течения реки.