Tpc-setka.ru

ТПЦ Сетка
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Справочник наилучших доступных технологий по цементу

Федеральное бюджетное учреждение
«Государственный региональный центр
стандартизации, метрологии и испытаний
в Республике Бурятия»

Октябрь 2021 года

ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) — выгодно предприятиям!

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 219 от 21 июля 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219), который устанавливает требования к экологическому нормированию на основе технологических нормативов.

В соответствии с положениями Федерального закона № 219, технологические нормативы устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий (далее — НДТ), которые содержатся в информационно-технических справочниках (далее — Справочник).

С 1 января 2016 года для всех субъектов хозяйственной деятельности вводится новое требование — контроль правильности начисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС), а также полнота и своевременность её внесения (ФЗ №404 от 29.12.2015 г.).

В рамках реформ, определенных в вышеуказанных законах, субъектам хозяйственной деятельности необходимо оперативно внедрять на производстве НДТ. От оперативности внедрения НДТ, эффективности замены устаревших ресурсоемких производств и технологий на современные, будет зависеть и размер платы за НВОС, и объемы господдержки механизмов экономического стимулирования.

Так, с 2019 года проектирование новых предприятий будет только на основе НДТ, а с 2020 года к предприятиям будут применяться разрешительные меры (комплексное экологическое разрешение): государство не позволит работать предприятию, если оно не будет соблюдать требования НДТ.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1458 от 23.12.2014 года, ответственным за разработку справочников НДТ определено Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее – Росстандарт). На сегодняшний день правовой статус справочников НДТ, как нормативного документа закреплен в Федеральном законе № 162 от 23 июня 2015 года «О стандартизации в Российской Федерации». Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) определяет технологические процессы, оборудование, технические способы, методы в качестве наилучшей доступной технологии для конкретной области применения. На основании протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014г. № ДМ-П9-80пр Росстандарту поручено обеспечить мониторинг потребностей промышленных предприятий в технологическом оборудовании и потенциальных поставщиков такого оборудования.

Наилучшие доступные технологии (НДТ) – это свод наиболее приемлемых технологических решений, представляющий собой результат коллективного договора между властью, создающей условия для промышленного развития и осуществляющей экологический надзор, и бизнесом, для которого важно сохранить рентабельность и потенциал развития. Переход промышленности на НДТ прописан в Федеральном законе от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В Российской Федерации разработаны и утверждены нормативные акты, которые устанавливают требования к поэтапному внедрению наилучших доступных технологий (НДТ) в нашей стране, а также государственной поддержке хозяйственной и (или) иной деятельности в целях охраны окружающей среды.

С разработанной нормативной правовой базой в области внедрения НДТ вы можете ознакомиться на сайте Росстандарта .

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. N 1458 «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям » Росстандартом утверждены первые 10 справочников по НДТ, которые вводятся в действие – 1 июля 2016 г.:

Ø 1-2015 «Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона»;

Ø 2-2015 «Производство аммиака, минеральных удобрений и неорганических кислот»;

Ø 3-2015 «Производство меди»;

Ø 4-2015 «Производство керамических изделий»;

Ø 5-2015 «Производство стекла»;

Ø 6-2015 «Производство цемента»;

Ø 7-2015 «Производство извести»;

Ø 8-2015 «Очистка сточных вод при производстве продукции (товаров), выполнении работ и оказании услуг на крупных предприятиях»;

Ø 9-2015 «Обезвреживание отходов термическим способом (сжигание отходов);

Ø 10-2015 «Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов».

Ознакомиться со справочниками можно на сайте Росстандарта – www . gost . ru , в закладке Бюро НДТ, либо на сайте самого бюро НДТ: http://burondt.ru/ .

Перечень справочников НДТ определен Распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2014 г. № 2178-р (в ред. распоряжений Правительства РФ от 29 августа 2015 г. № 1678-р, от 30 декабря 2015 г. № 2765-р ).

В 2016 году началась разработка следующих справочников НДТ:

Ø «Производство никеля и кобальта»;

Ø «Производство свинца, цинка и кадмия»;

Ø «Производство драгоценных металлов»;

Ø «Обезвреживание отходов (кроме обезвреживания термическим способом (сжигание отходов)»;

Ø «Обращение с вскрышными и вмещающими горными породами»;

Читайте так же:
Фуджи стеклоиономерный цемент свойства

Ø «Захоронение отходов производства и потребления»;

Ø «Производство основных органических химических веществ»;

Ø «Производство твердых и других неорганических химических веществ»;

Ø «Промышленные системы охлаждения»;

Ø «Производство оксида магния»;

Ø «Очистка выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве продукции (товаров), а также при проведении работ и оказании услуг на крупных предприятиях»;

Ø «Общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения».

Ø «Производство алюминия».

Для разработки справочников НДТ, ФБУ «Бурятский ЦСМ» собирает информацию от предприятий Республики Бурятии с учетом областей применения НДТ. Сбор информации производится в форме анкетирования. В анкетах необходимо указывать информацию о применяемых на Ваших предприятиях технологических процессах, оборудовании, об источниках загрязнения окружающей среды, технологических, технических и организационных мероприятиях, направленных на снижение загрязнения окружающей среды и повышения энергоэффективности и ресурсосбережения, а также ЦСМ изучает потребности промышленных предприятий в республике Бурятия в технологическом оборудовании и потенциальных поставщиков такого оборудования.

Все интересующие Вас вопросы, Вы можете задать по следующему телефону: 8(3012) 41-11-22 – Отдел нормативно – методической информации ФБУ «Бурятский ЦСМ» или написать нам на e mail : onmi @ burcsm . ru .

Наилучшие доступные технологии

Внедрение наилучших доступных технологий на предприятии, конечно же, отразится на бухгалтерском учете. Закупка нового оборудования, возможность применять к основной норме амортизации специальный коэффициент – ух, как бодрят все эти изменения! Хорошая новость – такое «внедрение» грозит не всем.

В соответствии с Указом Президента РФ 07.05.2018№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Россия должна перейти на экологическое промышленное производство. Это значит, что предприятия, причиняющие вред окружающей среде, должны применять «систему экологического регулирования, основанную на использовании наилучших доступных технологий». Для реализации такой идеи Минприроды России запустил в 2018 году федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий».

НДТ – что это?

Наилучшая доступная технология (далее – НДТ) представляет собой технологию производства, которая направлена на охрану окружающей среды при условии наличия технических возможностей. НДТ означают внедрение ресурсосберегающих и безотходных производств.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» разделяет предприятия (в Законе они называются объекты негативного воздействия) на четыре категории:

  • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду — I категория;
  • объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, — II категория;
  • объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — III категория;
  • объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — IV категория.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 сентября 2015 г. N 1029.

Объекты I категории обязаны перейти на НДТ. Объекты II категории могут перейти на НДТ по желанию.

Как переходят на НДТ

Переход на НДТ заключается в получении предприятием комплексного экологического разрешения (КЭР). Порядок выдачи КЭРов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 143. Заявки на КЭР подаются в органы Росприроднадзора.

КЭР содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды.

Подавать заявки на КЭР уже можно с 01.01.2019. Перечень трехсот предприятий, которые должны до 31.12.2022 подать заявку на КЭР, утвержден приказом Минприроды России от 18 апреля 2018 №154. До 31 декабря 2024 г. подать заявку на КЭР должны оставшиеся предприятия I категории.

Меры государственной поддержки

Для поддержки предприятий при переходе на НДТ Минпромторгом России реализуются следующие меры государственной поддержки:

  • льготы по плате за НВОС;
  • зачет затрат на снижение негативного воздействия и внедрение НДТ в счет платы за НВОС;
  • отказ от взимания платы (коэффициент 0) для предприятий I категории, перешедших на НДТ, и II категории, относящихся к областям применения НДТ (с 01.01.2020);
  • инвестиционный налоговый кредит;
  • введение для оборудования НДТ коэффициента амортизации 2 (распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.06.2017 г. № 1299-р. В 2019 г. Перечень дополнен в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.08.2019 № 1712-р)
  • использование такого нового финансового инструмента, как «зеленые облигации». Постановлением Правительства РФ от 30.04.2019 № 541 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий.

Чек-лист всех изменений
принятых и вступивших в 2021 году

Подготовьтесь к отчетности заранее, посмотрите изменения в бухучете за 2021 год, чтобы показатели налоговой отчетности не шокировали вас в конце года, а налоговиков не спровоцировали на проверку. Воспользуйтесь вашим бесплатным доступом к бератору.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

Читайте так же:
Сколько надо цемента для газосиликатных блоков

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Наилучшая доступная технология

Наилучшая доступная технология (НДТ) — «технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности её применения» (определение из Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Наилучшие доступные технологии (наилучшая существующая технология), в контексте нормативно-правовых актов ЕС, призваны стать элементом более качественного и экономически обоснованного контроля и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду с учётом особенностей конкретной отрасли промышленности. Основными целями природоохранных директив ЕС являются обеспечение комплексного предотвращения и контроля загрязнения на основе разработки и выдачи индивидуальных комплексных разрешений промышленным предприятиям, а также регулирование воздействий на всю окружающую среду в целом и обеспечение высокого уровня её охраны и защиты. Системой критериев для оценки воздействия на окружающую среду и получения выдаваемого в соответствии с требованиями Директивы комплексного разрешения в различных отраслях экономики являются НДТ.

Содержание

  • 1 История возникновения и развития в EC
  • 2 Справочники НДТ
  • 3 Развитие в Российской Федерации
  • 4 Примечания
  • 5 Литература

История возникновения и развития в EC [ править | править код ]

Термин «наилучшие доступные технологии» (best available techniques — BAT) впервые появился в директиве рабочей группы по атмосферному воздуху (AirFrameworkDirective — AFD) в 1984 году и относился к выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух от крупных промышленных предприятий. Позже принципы НДТ были сформированы в директиве парламента и совета ЕС по вопросам комплексного предотвращения и контроля загрязнений (Integrated Pollution Prevention And Control (IPPC)), принятой 15 января 2008 году, которая в свою очередь заменила аналогичную директиву ЕС 96/61/EC от 24 сентября 1996 года. В дальнейшем действовала объединённая директива ЕС по предотвращению и контролю загрязнений (IPPC Directive). В 2010 году была опубликована модифицированная формулировка данной директивы, которая в итоге, наряду с ещё шестью другими директивами, регулирующими большие промышленные объекты, вошла в состав Директивы промышленных выбросов — [1] . Согласно этому документу были разработаны и утверждены отраслевые справочники наилучших существующих технологий — BREF) [2] .

Справочники НДТ [ править | править код ]

Справочники НДТ являются одним из базовых документов, направленных на внедрение НДТ и установление нормативов качества для конкретной отрасли. Европейские справочники НДТ представляют собой документы, в которых дается пошаговое описание НДТ для каждой отрасли промышленности, приведенной в Приложении I к Директиве «О комплексном предупреждении и контроле загрязнений на окружающую среду». Эти справочники используются регулирующими органами при выдаче хозяйствующим субъектам природоохранных разрешений на право хозяйственной деятельности, а также хозяйствующими субъектами при формировании своей экологической политики. Европейские справочники НДТ не имеют статуса предписаний, в них не устанавливаются предельные значения выбросов/сбросов, лимитов образования отходов для определенного промышленного сектора.

На сегодняшний день справочники НДТ разрабатываются в ЕС в сотрудничестве с государствами-членами, промышленными предприятиями и другими заинтересованными сторонами. Эта работа координируется Европейским Бюро по комплексному предупреждению и контролю загрязнений Института перспективных технологических исследований в Объединенном исследовательском центре ЕС в Севилье (Испания) [3] .

Разработка справочников ведется отраслевыми техническими рабочими группами (ТРГ). Формально справочники делят на две группы: «горизонтальные» и «вертикальные»:

• «вертикальные» справочники подготовлены для применения в одной или нескольких отраслях промышленности;

• «горизонтальные» справочники применимы к большинству отраслей промышленности.

В настоящее время в ЕС разработано 33 справочника НДТ, из которых 26 — «вертикальных», а 7 — «горизонтальных».

В общем виде во всех справочниках НДТ содержится следующая информация:

• сведения о развитии конкретной отрасли промышленности в ЕС;

• технологическое описание традиционно применяемых производственных процессов;

• данные о выбросах (сбросах), образовании отходов, потреблении сырья и энергии на протяжении всего производственного цикла;

• технологии и методологии, применяемые при идентификации НДТ;

• краткое описание НДТ для конкретной отрасли;

• оценка возможных экологических преимуществ при внедрении НДТ;

• данные по ограничению применимости НДТ;

• экономические показатели НДТ (капитальные и эксплуатационные затраты, расход сырья и материалов на единицу продукции и др.);

• сведения о новейших технологиях, находящихся в стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или опытно-промышленного внедрения.

Развитие в Российской Федерации [ править | править код ]

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется масштабная разработка нормативно-правовой базы по регламентации порядка получения комплексных экологических разрешений и внедрения наилучших доступных технологий. Внесены изменения в федеральный закон «Об охране окружающей среды» (от 21.07.2014 года № 219-ФЗ) в части новых понятий и определений, категорий экологически опасных предприятий, требований по обязательности исполнения программ повышения экологической эффективности, коэффициентов к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду, и др. Согласно данному закону Правительством Российской Федерации будет устанавливаться:

Читайте так же:
Свойства крупнопористого цементного бетона

• перечень областей применения НДТ для видов хозяйственной и иной деятельности, характеризующихся значительными уровнями и (или) объемом воздействия на окружающую среду и значительными объемами производства продукции для конкретного вида хозяйственной и иной деятельности;

• будут разработаны информационно-технические справочники НДТ (согласно распоряжению Правительства Российской Федерации № 2178-р от 31 октября 2014 года был утвержден поэтапный график создания в 2015-2017 годах 47 отраслевых справочников НДТ);

• будут подготовлены методические рекомендации по разработке программ внедрения НДТ, утверждённые уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, распоряжением Правительства РФ №398-р от 19.03.2014 года [4] утвержден комплекс мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы НДТ и внедрение современных инновационных технологий. Основными мероприятиями в рамках утверждённого комплекса мер являются:

• создание межведомственного совета по переходу на принципы НДТ и внедрению современных технологий;

• разработка плана действий («дорожной карты») по переходу на принципы НДТ и внедрению современных технологий в федеральных государственных унитарных предприятиях, федеральных бюджетных учреждениях, государственных корпорациях, организациях с участием государства;

• разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей совершенствование нормирования в области охраны окружающей среды и переход промышленности на принципы НДТ;

• разработка нормативно-технических документов на основе информационно-технических справочников и реестров НДТ;

• разработка и реализация комплекса мер по стимулированию производства в Российской Федерации современного технического оборудования, соответствующего принципам НДТ.

Руководителем Росстандарта А. В. Абрамовым был подписан Приказ № 1920 от 3 декабря 2014 года «О формировании Бюро наилучших доступных технологий» (Бюро НДТ). Функции Бюро НДТ, координирующего деятельность технических рабочих групп при разработке информационно-технических справочников по НДТ, возложены на подведомственную организацию Росстандарта ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации материалов и технологий» (ФГУП «ВНИИ СМТ»). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №1508 от 28 декабря 2016 г. функции Бюро НДТ возложены возложены на созданный Центр экологической и промышленной политики [5] . Кроме того, приказом Росстандарта создан новый технический комитет по стандартизации «Наилучшие доступные технологии» № 113 (ТК «НДТ»), не имеющий международного аналога [ источник не указан 2090 дней ] . Комитет создан для обеспечения российских предприятий различных отраслей промышленности документами по стандартизации в сфере НДТ.

Распоряжением Председателя Правительства РФ от 28 августа 2014 года№ 1651-р сформирован Фонд развития промышленности. Основными целями создания фонда являются повышение доступности займов на финансирование производственно-технологических проектов, стимулирование модернизации и создания новых производств на базе принципов наилучших доступных технологий, стимулирование производства конкурентоспособной продукции, обеспечивающей рыночное импортозамещение. Задачами фонда являются организация экспертизы, отбор, финансирование и сопровождение проектов, направленных на внедрение новых технологий. Основной инструмент фонда — это льготные займы для промышленных предприятий на финансирование завершающих стадий ОКР и подготовки технико-экономических обоснований, предпроектных и проектных работы. Успешное завершение данных этапов позволяет перейти к строительству или серийному производству, которые будут финансироваться уже за счет других государственных институтов развития или коммерческих банков.

Китайских строителей подтолкнули к краю

Правительству Китая скорее всего удастся в аварийном режиме «посадить» девелопера Evergrande, банкротство которого оно само и спровоцировало. Мирового кризиса из-за этого не случится

China Evergrande Group, второй по объему продаж девелопер Китая, на грани краха. У компании 200 тыс. штатных сотрудников, кроме того, она обеспечивает создание в экономике страны 3,8 млн рабочих мест ежегодно. Общий объем активов — 2,3 трлн юаней (около 356 млрд долларов), годовой объем продаж — 700 млрд юаней (108 млрд долларов). Компания реализует 1300 проектов в 280 городах Китая. Вместе с тем она является крупнейшим должником в мире среди девелоперских компаний. Ее долг превышает 300 млрд долларов.

На пике в 2017 году акции Evergrande на Гонконгской бирже стоили более 30 гонконгских долларов. В январе 2021 года цена акций доходила до 16,97 гонконгского доллара, а на прошлой неделе они стоили уже 2,67. Несколько центов бумагам удалось прибавить на фоне обещаний компании выплатить купоны по облигациям, номинированным в юанях. В то же время о выплатах по пятилетним облигациям, номинированным в долларах, в размере 83,5 млн, которые должны были состояться 23 сентября, пока ничего не слышно. Впрочем, дефолт по этим облигациям будет объявлен, только если компания не произведет выплаты в течение 30 дней. На этой неделе Evergrande уже по другому выпуску должна выплатить еще 47,5 млн долларов. Но в ближайшее время держатели долларовых бондов выплат не дождутся.

Путь к краю пропасти

Как такая крупная и успешная компания дошла до грани дефолта? Источником неприятностей стало китайское правительство, которое в прошлом году решило озаботиться финансовым здоровьем строительного сектора страны, а заодно попытаться как-то унять безудержный рост цен на недвижимость. Как поясняет ведущий аналитик компании «Открытие Брокер» Николай Власов, «главный удар по кредитоспособности Evergrande нанесли регуляторные ограничения правительства КНР, которое установило “три красные линии” — три финансовых ковенанта (обязательство совершить или воздержаться от определенных действий. — “Эксперт”). Если ковенанты нарушаются, застройщики не могут наращивать долг. Evergrande немедленно подпала под ограничения из-за нарушения двух ковенантов. Кроме того, на встречах с топ-менеджментом представители регулятора настаивали на сокращении долга застройщика».

Читайте так же:
Цементный спейсер тазобедренного сустава

Вот «три красные линии» китайского правительства: отношение долга к активам должно быть ниже 70%; отношение долга к акционерному капиталу — меньше 100%; отношение ликвидности к краткосрочному долгу — выше единицы. Если все три условия выполняются, то девелоперские компании Китая могут наращивать долг на 15% в год, если не выполняются все три — долг наращивать вообще нельзя. Предположительно эти меры должны остановить неконтролируемый рос цен на жилую недвижимость и землю, перенаправить заемный капитал из строительства в более продуктивные отрасли, снизить цикличность этой части экономики Китая и повысить финансовую стабильность строительного сектора.

«Правительство Китая в последние годы проводит политику, направленную на снижение систематических рисков в экономике страны, — рассказывает портфельный управляющий УК “Альфа-Капитал” Дмитрий Дорофеев. — Еще в августе 2020 года от строительных компаний потребовали соблюдения правил “трех красных линий”, цель которых — ограничение возможностей по наращиванию долга у проблемных компаний. Поэтому правительство давно следит за развитием ситуации в отрасли и в значительной степени ее контролирует. Но контроль совсем не означает, что не надо давать компаниям проходить через банкротство, скорее даже наоборот, это один из этапов очистки системы».

Именно под этот регуляторный каток и попала Evergrande. Как напоминает Николай Власов, компания до пандемии работала с большим долговым рычагом, отношение долга к EBITDA до 2019 года составляло порядка 7. «То есть компания уже находилась в зоне высокого кредитного риска, и кризис стал триггером ухудшения ее финансового состояния. В первой половине 2020 года из-за локдаунов продажи жилья в Китае упали, особенно сильное падение продаж было в феврале 2020 года», — отмечает аналитик. Но и после завершения острой фазы коронакризиса бизнес Evergrande не вернулся к прежнему состоянию: в конце августа компания сообщила, что продажи падают с июня. Оказалось, что до этого момента компания жила за счет постоянного привлечения заемных средств от частных инвесторов и с долгового рынка. Сама бизнес-модель Evergrande подразумевала огромное кредитное плечо. Как только был ограничен доступ к кредитованию, быстро выяснилось, что многие проекты неликвидны или требуют слишком много денег на достройку, а взять их неоткуда.

Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что в сложившейся ситуации есть и вина самого китайского правительства: ведь именно оно допустило рост задолженности у девелоперов в предыдущие годы. По всей видимости, тогда это казалось хорошим способом решить жилищную проблему в Китае. «В определенной степени китайские регуляторы во многом спровоцировали ситуацию сами: довольно экстравагантные способы фондирования строительства, начиная с краудфандинга и заканчивая WMP (wealth management product — инвестиционные продукты, связанные с управлением благосостоянием. — “Эксперт”), должны были привести к текущему результату», — говорит директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

Тут нужно пояснить один момент. В Китае инвестиции в недвижимость, особенно в жилую, традиционно считаются отличной стратегией. При этом в стране введены жесткие ограничения на количество квартир в крупных городах, которые может приобрести один человек. Очень часто затруднения начинаются уже при покупке второй квартиры. В результате распространены различные сомнительные схемы владения, отсюда — большая значимость инвестиционных продуктов, связанных с управлением благосостоянием (WMP), в финансировании девелоперов.

Много понастроили

Проблемы у Evergrande не стали неожиданностью для рынка. Это видно уже по динамике цены акций. Более того, агентство Fitch Ratings давно скептически оценивало кредитоспособность китайского гиганта, а 7 сентября и вовсе понизило рейтинг Evergrande с CCC+ до CC. Fitch в качестве основных причин снижения рейтинга указало высокий риск дефолта, снижение объемов продаж, приостановку строительных работ, проблемы с продажами активов, не связанных со строительством, и сообщения о планах правительства КНР создать комитет кредиторов для решения проблем Evergrande с ликвидностью.

Агентство S&P 15 сентября понизило рейтинг компании до CC, предыдущие снижения до B– и CCC производились 26 июля и 5 августа соответственно. В S&P также обратили внимание на падение продаж, проблемы с продажами дочерних компаний, проблемы с выплатами по WMP — все это, по мнению агентства, свидетельствует о проблемах с ликвидностью и высоком риске неплатежей. Кроме того, в S&P напомнили, что Evergrande наняла финансовых советников, что, вероятно, говорит о предстоящей реструктуризации задолженности.

Читайте так же:
Как разводить цемент для садовой дорожки

Дмитрий Дорофеев дополняет, что Evergrande в настоящее время ведет переговоры с банками и финансовыми институтами, а также с розничными инвесторами о вариантах погашения долга. «В свою очередь, реструктуризация задолженности по облигациям уже просто неизбежна, и все понимают, что компания в ближайшие дни войдет в технический и далее уже в реальный дефолт по облигациям. Ситуации в компании оказалась даже хуже, чем могли предполагать скептики еще пару месяцев назад», — заключает портфельный управляющий «Альфа-Капитал».

«Ахиллесова пята компании — огромные неликвидные вложения во множество строительных проектов, требующих финансирования на достройку, — рассказывает Николай Власов. — В условиях ограничения на рост долга у Evergrande не осталось иного пути, кроме как сокращать долговую нагрузку, продавая недвижимость с большими дисконтами. С первого полугодия 2021 года компания столкнулась с дефицитом ликвидности, поскольку банки стали сокращать лимиты, а доступ к публичному долговому рынку оказался закрыт из-за крайне плохих кредитных метрик и снижения рейтингов эмитента. В итоге у Evergrande не хватает ликвидности на рефинансирование долга, а денежные средства “заперты” в неликвидной недвижимости, которую невозможно оперативно трансформировать в ликвидность. Компания уже балансировала на грани, а пандемия и “три красные линии” стали триггером ее погружения в предбанкротное состояние».

«Оказалось, что ключевые каналы притока денежных средств в компанию практически не работают: продажи по контрактам обвалились, а заметного прогресса в продаже активов или привлечении стратегических инвесторов не произошло, — рассказывает Дмитрий Дорофеев. — Из-за протестов розничных инвесторов и повышения давления со стороны правительства Evergrande была вынуждена предоставлять внеочередные компенсации вне зависимости от старшинства и сроков выплат внебалансовым инвесторам из сегмента управления благосостоянием (проще говоря, состоятельным. — “Эксперт”), что ухудшило положение других держателей долга».

Пока что Evergrande пытается расплатиться только с богатыми инвесторами из самого Китая. Для того чтобы инвесторы не приходили за живыми деньгами, им взамен предлагают недвижимость с очень большими скидками: жилая недвижимость — 28%, офисная — 46%, склады и парковки — 52%. При выходе в кеш предлагают 10% от суммы долга и процентов раз в квартал.

Lehman Brothers номер два?

Сейчас популярны сравнения Evergrande с Lehman Brothers. Однако Китай не США, и структура финансирования строительной отрасли в Китае совершенно другая — никакого разгула банков, выдающих субстандартную ипотеку направо и налево, никаких массовых случаев маскировки проблем с помощью секьюритизации. Впрочем, вероятность того, что китайское правительство сочтет Evergrande «слишком большой, чтобы дать ей обанкротиться», тоже невелика. Скорее всего, компанию введут в режим контролируемой аварийной посадки. Выживет она в результате или нет — не так уж важно, главное, что последствия будут минимизированы.

«Правительство КНР сейчас стоит перед дилеммой. С одной стороны, не в его принципах спасать отдельную частную компанию, саму дошедшую до столь плачевного состояния. Это может быть истолковано рынком как слабость и возможность для многих других слабых госкомпаний рассчитывать на поддержку, — размышляет Николай Власов. — С другой стороны, масштаб потенциальных проблем очень велик, без жилья могут остаться более миллиона человек, что спровоцирует социальные волнения, а также подорвет авторитет правительства. Мы полагаем, что правительство вмешается, но постарается при этом минимизировать свою финансовую поддержку, насколько это будет возможно».

«Какой-либо системный риск для мировой экономики отсутствует, устойчивость китайской экономики не стоит под вопросом, однако банкротство девелопера способно вызвать коррекционное снижение на фондовых площадках, — рассказывает Ярослав Кабаков. — Более того, вполне вероятно, что правительство Китая попытается сделать из данного кейса поучительный пример, чтобы навязать некоторую дисциплину и девелоперам, и банкам, а в определенной степени — сдуть пузырь на перегретом рынке Китая».

Впрочем, совсем без пострадавших ситуация явно не разрешится. «Правительство, очевидно, потребовало от компании в первую очередь учитывать интересы покупателей жилья, поставщиков и сотрудников. Тем не менее регулирующие органы склоняются к рыночному решению долговых проблем Evergrande, но в первую очередь за счет держателей облигаций и банковского долга компании. Наиболее вероятный сценарий — достройка большинства объектов другими строительными компаниями и передача земельного банка местным властям и другим компаниям. Пекин делает все, чтобы не допустить развития эффекта домино, и пока у нас нет оснований полагать, что это не удастся. Объем задолженности Evergrande составляет менее 0,2 процента активов банковской системы Китая при отсутствии высокой экспозиции у какого-либо банка. Именно поэтому банковская система КНР без особых усилий может выдержать удар даже от полного списания заимствований Evergrande», — уверен Дмитрий Дорофеев.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector