Tpc-setka.ru

ТПЦ Сетка
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История развития цементной отрасли

Основными направлениями развития цементной промышленности России

Производство цемента, состояние подотрасли

Цементная промышленность России является базовой отраслью строительного комплекса, от которого зависит состояние и развитие экономики страны в целом, решение проблем воспроизводственных процессов, социальных вопросов, в частности строительство жилья, объектов здравоохранения, просвещения и культуры.
В настоящее время цементная промышленность России включает в себя 50 действующих предприятий, из которых 46 полного цикла производства и 4 — помольные установки, работающие на покупном клинкере.
За период 1990 — 1998 гг производство цемента упало с 84517,4 тыс.т. до 26021,8 тыс.т., т.е. в 3,2 раза.
За последние 4 года производство цемента в России имеет постоянный рост и в 2002 г его выпуск составил 37,7 млн.т.
Износ основных фондов по основному виду деятельности цементных предприятий России, по данным Госкомстата РФ, постоянно растет и к концу 2002 г составил 67 %. Производственная мощность действующих цементных предприятий из-за изношенности печного и помольного оборудования снизилась за годы перестройки с 89,1 млн.т на конец 1989 г до 71,9 млн.т на начало 2002г. Семнадцать миллионов тонн мощностей потеряно в основном в результате падения спроса на цемент.
За период с 1990 по 2002 г в подотрасли были введены лишь две технологические линии общей мощностью около 1 млн.т — одна линия с печью полусухого способа производства Ф 5,0х125 м с циклонными теплообменниками (ЦТО) и декарбонизатором (Д), оснащенная пресс-фильтрами — на ОАО «Себряковцемент» и линия мокрого способа производства с печью Ф 4,0х150 м на ОАО «Алцем» (ст. Голуха Алтайского края).
Средний коэффициент использования производственных мощностей на действующих цементных предприятиях России за 2002 г составил 52,4%.
По ряду причин прекращено производство цемента на ОАО «Поронайцемент» (о. Сахалин), «Волховский алюминиевый завод», «Нижнетагильский цементный завод», «Косогорский металлургический завод», «Ачинский глиноземный комбинат», «Атакайцемент» (пос. Гайдук г.Новороссийска), «Спартак» (Рязанская обл.). На ОАО «Чеченцемент» прекращено производство цемента из-за военных действий.
В подотрасли работает 18 убыточных цементных предприятий, велика сумма дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной.
Растут себестоимость и отпуская цена цемента, рентабельность производства составляет в среднем 10,1%,что явно не достаточно для накопление средств, необходимых для обновления технологии и внедрения нового современного оборудования.
К настоящему времени в производстве цемента России преобладает энергоемкий мокрый способ производства. Его доля в выпуске цементного клинкера равна 87%, а в производстве цемента — 85,6%. Для сравнения — в цементной промышленности США доля этого способа производства равна около 40%, а в Германии, Испании, Италии, Японии и других странах с развитой цементной промышленностью выпуск этого вяжущего осуществляется исключительно по энергосберегающему сухому способу, при котором удельный расход топлива составляет 100 -115 кг.у.т./т клинкера, в то время как по мокрому способу на предприятиях России он равен 218,7 кг у.т./т клинкера.
Большие трудности цементные предприятия испытывают в связи со значительными колебаниями сезонности поставок цемента потребителям. Производство и сбыт цемента в осенне-зимний период года (в течении пяти месяцев) сокращается в 2 — 3 раза. Этот фактор имеет устойчивый характер на протяжении многих лет и решение проблемы требует государственной поддержки.
При сезонном снижении объемов потребления цемента и невозможности его длительного хранения многие предприятия из-за равномерного распределения налоговых платежей становятся убыточными и лишаются внутренних источников накоплений и финансовых ресурсов для проведения неотложных работ по выполнению ремонта оборудования и подготовке производства к работе в период максимального спроса на цемент.
В связи с этим предприятиям цементной промышленности в период снижения инвестиционной активности целесообразно предоставить отсрочки по погашению задолженности по платежам в федеральный бюджет и включить их в «Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для налогообложения» (Постановление Правительства РФ от 6.04.99 г. No 382).
Учитывая важность упомянутых и других проблем и актуальность для обороноспособности страны, её национальной безопасности и экономической независимости, необходима государственная программа развития цементной промышленности на ближайшие 10 лет. Она должна опираться в своей концепции на отечественного производителя и инвестора, желающего и способного не только модернизировать производство и повысить производительность, но и ставящего во главе угла экономические интересы России, повышение благосостояния её населения. Назрела крайняя необходимость возродить научный потенциал подотрасли, максимально использовать в производстве цемента новейшие технологические процессы, которые позволят в значительной степени улучшить экологическую обстановку в стране, обеспечат рациональное использование её природных богатств.

Основными направлениями развития цементной промышленности России являются:
— удовлетворение требований строительного комплекса в ассортименте и строительно-технических свойствах цемента;
— техническое перевооружение и реконструкция заводов с целью обновления основных фондов, внедрение высокоэффективных энергосберегающих технологий и доведение доли сухого способа производства цемента до 40 — 50%;
— организация производства новых видов цемента с учетом современных требований строительного комплекса России;
— укрепление экспортного потенциала;
— подготовка цементных предприятий к переходу на использование в качестве технологического топлива угля и топливосодержащих отходов промышленности;
— обеспечение широкого вовлечения в хозяйственный оборот отходов производства смежных отраслей промышленности;
— совершенствование размещения производства цемента по субъектам федераций с учетом потребностей субъектов Российской Федерации, которые не имеют цементных производств, а также строительства терминалов, совмещающих хранение запасов цементного клинкера и других составляющих цементной шихты помол и отгрузку цемента потребителям водным и другими видами транспорта;
— совершенствование технологий производства и оборудования для выпуска цемента;
— уменьшение вредных выбросов в атмосферу и улучшение условий труда;
— разработка и внедрение нового стандарта на цемент, гармонизированного в части технических требований к цементам общестроительного назначения с европейским стандартом EN 197-1 и других отраслевых стандартов;
— повсеместное внедрение автоматизированной системы учета расхода топлива и электроэнергии по всему технологическому циклу цементных предприятий;
— подготовка и повышение квалификации производственных и научных кадров.

История развития цементной отрасли

«Журнал Суда по интеллектуальным правам», № 21, сентябрь 2018 г., с. 101-105

Первые следы применения бетона в строительстве обнаружены в Древнем Риме. Тогда использовали бетонные смеси, состоявшие из гипса, извести и глины, для постройки таких сооружений, как арки, купола и т.д. Однако после развала Римской империи бетон довольно долго не применялся в строительстве.

Читайте так же:
Инструкция машиниста по перегрузке цемента

Вновь следы использования бетона обнаружились всего 200 лет назад на территории Европы. Бетон являл собой каменистую смесь, в состав которой входили вода, заполнитель и вяжущий компонент. Благодаря развитию производственных технологий было изобретено такое вещество, как цемент. В 1796 г. англичанин Паркер путем обжига смеси глины и извести получил романцемент – первую в истории марку цемента. Смешанный в определенных пропорциях с гравием, песком и водой цемент образовал бетон [1].

На территории России цемент стали производить в восемнадцатом столетии. В Англии – в начале девятнадцатого столетия, причем именно там был изобретен гидравлический цемент. Во Франции и Германии первые заводы по производству цемента были открыты в 1842 и 1857 годах соответственно. В Америке производство цемента началось в 1870 году.

На современном строительном рынке бетон представлен множеством разнообразных видов, различным по своим составам и техническим характеристикам. Существует бетон обычный, легкий, тяжелый, силикатный, гипсовый; пластобетон, асфальтобетон и множество других видов, соответствующих различным целям и назначениям.

Изобретатели непрерывно совершенствуют этот материал. Вот несколько разработок, описания которых в последние 5 лет появились на стеллажах Патентной библиотеки России (ВПТБ). Цементные бетоны (пат. № 2509066), придуманы в ЗАО «Геонод разведка» для строительства понтонов, нефтяных платформ, опор с контролируемым и регулируемым саморазрушением их в воде. Суперпластификатор для бетонов (пат. № 2554990) предложила Рамзия Чеснокова (г. Новочебоксарск). Техническим результатом изобретения является увеличение подвижности и набор прочности товарного бетона в широком диапазоне температур.

При изготовлении теплозащитных конструкций зданий и сооружений пригодится теплоизоляционный ячеистый бетон (пат. № 2491257) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (г. Якутск). В Самарском государственном аэрокосмическом университете имени ак. С.П. Королева разработана композиция для изготовления жаростойких бетонов (пат. № 2592922). При изготовлении декоративных изделий может найти применение композиция (пат. № 2618819), разработанная в ООО «Ажио» (Санкт-Петербург). Технический результат – повышение предела прочности при сжатии и изгибе, обеспечение негорючести. Способ бетонирования при отрицательных температурах и ферромагнитная примесь для бетона защищены патентом № 2641680.

Настоящим прорывом в строительных технологиях стало изобретение железобетона. Впервые патент на использования железобетона взял в 1854 году английский штукатур Вильям Уилкинсон. Этот высокопрочный материал, без которого невозможно себе представить современную жизнь, появился благодаря… цветочному горшку. Французы, истинные ценители красоты и изящества, украшали внешние и внутренние подоконники и балконы цветами в горшках и кадках. Увы, горшки, в которых произрастали нежные фиалки и примулы, делались из дерева, были непрактичны и недолговечны.

Как-то парижскому цветоводу Жозефу Монье пришла в голову мысль делать горшки из бетона. Однако бетонные вазоны также оказались непригодны для высаживания в них растений – растущие корни разрушали их. Тогда неутомимый садовник придумал усиленную конструкцию: стал покрывать цементом горшки из железной сетки. Так появился железобетон. 16 июля 1867 года Жозеф Монье получил патент на изготовление цветочных кадок из проволочной сетки, обмазанной с двух сторон цементным раствором.

Стальная арматура из проволоки, вживлённая в бетонную среду, делающая изделия ЖБИ прочными и изящными одновременно, стала визитной карточкой всех последующих изобретений Жозефа Монье. За двадцать последующих лет Монье запатентовал порядка 15 изделий из железобетона, в числе которых – железнодорожные шпалы, перекрытия, балки, мостовые конструкции, газовые и водопроводные трубы и даже переносные и стационарные жилые дома. В 1868 году Монье соорудил в Майсонс-Алфорте небольшой железобетонный бассейн, это был первый ЖБИ-бассейн в истории. Первый мост из железобетона, проезжая часть которого составляла около 4 метров, был возведен в 1875 году.

Монье подал в патентные ведомства Германии и России заявки на выдачу патентов на свои изобретения и получил патенты. В 1879 году немецкий инженер и фирмач Вайс заключил лицензионное соглашение с правообладателем. Вайс перенес арматуру из середины сечения в нижнюю зону балки или плиты, испытывавших в этой части наибольшую нагрузку на растяжение. Монье приехал в Берлин, где увидел новацию, запротестовал и сердито спросил у лицензиата Вайса: «Скажите, кто изобретатель этой конструкции – вы или я?» Вайс спокойно ответил: «Вы первый соединили железо с бетоном, и поэтому я называю эту конструкцию системой Монье, но я первый правильно расположил железо и бетон, хотя, к сожалению, я не мог получить на это патент».

Кстати, первым скрестил цементный раствор и арматурную сетку еще в 1848 году адвокат по профессии Ж.-Л. Ламбо, запатентовавший железобетон­ную лодку. Она стало экспонатом Всемирной выставки в Париже, получила приз «ЭКСПО-1855». Увы, специалисты (как это часто бывало в истории изобретений) интереса к диковинке не проявили и о лодке вскоре забыли. Ламбо не стал патентовать железобетон…

Естественное право собственности разработчика на свое изобретение провозгласил патентный закон Франции, принятый Конвентом в январе 1791 года. В своей преамбуле закон запрещал всем и всякому пользоваться изобретением без дозволения субъекта права. Закон утвердил монополию патентовладельца во имя развития промышленности. С этого времени патент на изобретение, родившийся одновременно с капитализмом, способствует его прогрессу.

Справедливость с железобетоном была восстановлена лишь спустя сто лет: в 1950 году во Франции было отмечено столетие рождения железобетона, и тем самым был утвержден приоритет Ламбо.

Идея Монье увлекла другого француза – талантливого инженера Эжена Фрейсине. Обладая глубокими техническими знаниями и досконально изучив свойства нового материала, Фрейсине создал множество уникальных разработок и внес огромный вклад в совершенствование и развитие эксплуатационных характеристик железобетона и расширил границы его применения. Так, например, ему удалось увеличить прочность железобетона с помощью вибропрессования.

Но самой значимой технической работой Фрейсине является изобретение технологии изготовления бетона из струнно-напряженных элементов. Максимально натянутые стальные каркасные струны — опоры в готовом бетонном элементе, возвращаются к исходной длине, придавая бетону дополнительное напряжение. Таким образом, при нагрузке на бетонную конструкцию процессы сжатия и растяжения распределяются равномерно, что значительно повышает несущие свойства железобетона.

Читайте так же:
Товарный бетон раствор цемента

Далее начался настоящий «бетонный бум». В начале ХХ века в Германии был изобретен «товарный цемент» — готовая смесь, которая доставлялась к месту строительства. В США и Англии появились первые бетономешалки.

Процесс строительства длился очень долго, поскольку готовый бетон окаменевал. Конная бетономешалка, использовавшаяся в то время, имела ограниченное применение. Деревянные лопасти перемешивали смесь, во время вращения колес телеги, но она была нескладной и медленной [2].

Стефан Степанян в 1935 году изобрел передвижную бетономешалку на шасси грузового автомобиля (пат. США № 1935922). Это техническое решение придало огромное ускорение всему мировому строительному бизнесу. Изобретение Степаняна стало работать за счет принципа естественного обрушения смеси в барабане. В таком барабане неподвижно закреплены лопатки, которые не позволяют компонентам скользить по стенкам при вращении, этим самым и обеспечивается перемешивание. В 1954 году на ежегодном собрании изобретатель Степанян был удостоен награды Национальной Цементной Ассоциации (National Ready Mixed Concrete Association), которая назвала его своим пожизненным почетным членом. В 2004 году Степаняна выбрали в качестве одного из 100 лучших профессионалов частного транспортного сектора Американской дорожной и транспортной ассоциации строителей.

Интересно, что Стефан Степанян (1882–1964) ещё в 1916 году направил заявку на автобетономешалку в Патентное бюро США (Ведомство по патентам и товарным знакам США). Но в выдаче патента было отказано из-за убежденности эксперта ведомства в том, что грузовик не выдержит вес бетономешалки (!?). Однако в 1928 году Степанян повторно подал заявку, и в 1933 году патент получил. Это было действительно революционное изобретение. Впоследствии за свои заслуги Степанян получил прозвище «Отец бетонной промышленности».

По невыясненным причинам патент был выдан с задержкой на 17 лет. Решение эксперта также остается неубедительным: ведь миссией патентного ведомства является продвижение «индустриального и технологического прогресса в Соединённых Штатах и усиление национальной экономики». Рассмотрим ситуацию в рамках патентной науки. В соответствии со ст. 6 Конвенции Евразийское патентное ведомство выдает евразийский патент на изобретение, которое является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Этот порядок отражен в патентных законах всех стран мира. Изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях экономики или в социальной сфере (п. 4 ст. 1350 ГК РФ).

Для признания изобретения промышленно применимым необходимо, чтобы были выполнены следующие условия: указано назначение изобретения в описании, содержавшемся в заявке на дату подачи; приведены в документах и чертежах средства и методы, с помощью которых возможно осуществление изобретения. Осуществимость изобретения дополнительно усиливается требованием к описанию изобретения (п. 2 ст. 1375 ГК РФ гласит: описание должно раскрывать изобретение с полнотой, достаточной для его осуществления).

Эксперт проверяет техническую сторону предложения и на основании описания определяет, основываясь на своем опыте специалиста в данной области техники и используя общие естественно-научные знания, возможно ли в принципе реализовать указанное назначение заявленного изобретения. Если установлено, что на дату приоритета изобретения соблюдены все указанные требования, изобретение признается соответствующим условию применимости.

При несоблюдении указанных требований делается вывод о несоответствии изобретения условию промышленной применимости. В отношении изобретения, для которого установлено несоответствие этому условию, проверка новизны и изобретательского уровня не проводится.

Итак, в случае с автобетономешалкой эксперт был прав: засомневался в работоспособности устройства и отказал в выдаче патента. Для любого изобретателя это типичный пример.

В судебной практике известны случаи рассмотрения тяжб изобретателей к Роспатенту при отказе в выдаче патент. Понятно, если заявленное техническое решение не соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость», следует отказ в удовлетворении иска. Таковы Решение Суда по интеллектуальным правам от 7 декабря 2015 года по делу № СИП-64/2015 и Определение Верховного Суда РФ от 12 октября 2016 № 300-ЭС16-13829 по тому же делу. Суды установили, что заявителем 30 апреля 2010 году была подана заявка № 2010117027 на выдачу патента на изобретение «Унифицированная оптическая схема разъемного соединителя волоконных световодов для разработки оптических преобразователей», не отвечающее условию патентоспособности «промышленная применимость».

Но вернемся к автобетоносмесителю. Многие строительные механизмы просты для понимания. Краны двигают грузы вверх и вниз. Самосвалы загружают, перевозят и разгружают. Бульдозеры сгребают. Из всего этого есть одно исключение – это простой автобетоносмеситель. Если бетон в той или иной форме был известен со времен строительства римлянами Аппиевой дороги (между Римом и Капуей), то передвижной бетоносмеситель – дитя ХХ века.

Барабанный автобетоносмеситель, который мы видим на дорогах сегодня, практически не изменился по сравнению с конструкцией Степаняна: как правило, автономный двигатель вращает барабан на кузове грузовика, в котором установлен винт (лопасти), за счет чего наполнитель, вода и цемент находятся в движении. Постоянная подвижность сохраняет готовую бетонную смесь от твердения, расслоения, а герметичная конструкция барабана предохраняет смесь еще и от попадания внешних загрязнений и влаги.

По мере того как менялась технология, менялась и конструкция смесителя. Традиционный автобетоносмеситель имеет вращающийся барабан, в который загружают уже затворенную водой смесь и транспортируют до объекта. При таком подходе смесь необходимо разгрузить на объекте не позднее чем через два часа (в идеале 45 минут).

В США, например, существует и другая категория автобетоносмесителей – с отдельными резервуарами для воды. Большее время в пути цемент, наполнители и другие ингредиенты (добавки) перемешиваются в сухом виде. И только в нескольких километрах от пункта назначения водитель добавляет воду в барабан из резервуара. Это промежуточный вариант между размещением завода на строительной площадке и доставкой уже готовой бетонной смеси.

Читайте так же:
Гост по перевозке цемента

Конструкция барабана автобетоносмесителя и в наше время совершенствуется. Немецкие изобретатели фирмы ЛИБХЕРР-МИШТЕХНИК ГМБХ особое внимание уделяю конструированию электропривода и гидропривода барабана автобетоносмесителя (пат. RU № 2545237 и № 2467872). В АООТ «НИКТИстройкоммаш» (Санкт-Петербург) разработан смесительный барабан в виде грушевидной емкости, который снабжен спиральными сегментами, образующими винтовую линию (пат. RU № 2215651). Изобретение позволяет повысить эффективность смесителя при работе с жесткими бетонными смесями.

С целью повышения эффективности работы смесителя изобретатель А. Лещинский из Хабаровского государственного технического университета предложил (пат. RU № 2101177) при перемешивании бетонной смеси осуществлять принудительное встречное вращение барабана и лопастного вала с жестко закрепленными на нем спиральными лопастями.

Литература

1. Баженов Ю.М., Комар А.Г. Технология бетонных и железобетонных изделий: Учебник для вузов. — М.: Стройиздат, 1984.

2. Добронравов С. С., Сергеев С. П. Строительные машины. Учебное пособие для вузов. М.: Высш. школа, 1981.

Цементная промышленность России и перспективы ее развития

Сообщение кандидата технических наук Юрия Никифорова, главного редактора журнала «Цемент и его применение», сделанное им на 7-й международной конференции BALTIMIX-2007.

До настоящего времени, несмотря на развитие технологий производства других эффективных материалов, цемент остается основным строительным материалом. Его производство непрерывно растет. Рост производства цемента в мире продолжился и в 2006 г. и составил 12% к росту в 2005 г. Производство цемента в мире в 2006 г. составило 2,5 млрд т. Растет и объем производства цемента в России. Нужно сказать, что после кризисного 1998 года, когда в России было произведено всего 26 млн т цемента, этот показатель все время увеличивался. В 2000 г. здесь было произведено 32,4 млн т цемента, в 2001 — 35,1, в 2002 г. — 37,7, в 2003 г. — 41, в 2004 г. — 45,6, в 2005 г. — 48,7, в 2006 г. — 54,7 млн т цемента. В I полугодии 2007 г. было произведено 27,8 млн т цемента, что составило 120,7% к аналогичному периоду 2006 г. Но и потребность в использовании цемента в настоящее время резко возрастает — в том числе и на производство сухих строительных смесей, объем выпуска которых составляет около 3,5 млн т в год. В последнее время реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» привела к активизации строительной деятельности. В 2006 г. в России введено в эксплуатацию 604,7 тыс. квартир общей площадью 50,2 млн м2 — на 15,2% больше, чем в 2005 г. В I полугодии 2007 г. было введено в эксплуатацию 21,2 млн м2, что составило 134,8% к аналогичному периоду 2006 г. Кстати, в 1987 г. в РСФСР было введено в строй 78,8 млн м2 жилья, в 1990 г. — 61,7 млн. м2. Безусловно, между объемами производства цемента и ввода в строй жилья существует определенная зависимость, но она неоднозначна. А в ближайшее время значительное количество цемента потребуется не только для реализации национального проекта жилищного строительства, но и для решения инфраструктурных задач — прежде всего в электроэнергетике и транспортной системе.

Следует отметить, что производство цемента подвержено значительным сезонным колебаниям. Так, в 2006 г. в I квартале было произведено 14,8% цемента от общего его производства, во II квартале — 27,4%, в III квартале — 31,8%, в IV квартале — 26,0%. Сезонные колебания производства цемента и его сбыт существенно влияют на экономические показатели работы цементного завода. Для смягчения влияния этого фактора заводы вынуждены складировать зимой клинкер в совершенно неприспособленных условиях. В ряде случаев используется фьючерсная продажа цемента. На конец 2006 г. в цементной промышленности России работало 51 предприятие, из них 45 по полному технологическому циклу и 6 помольных установок. Общая мощность цементных предприятий составила 70,9 млн т. За время реформ было выведено из эксплуатации 19 млн т мощности. В том числе такие крупные предприятия, как цементное производство Ачинского глиноземного комбината, Нижнетагильский цементный завод, Чечено-Ингушский цементный завод, первое производство Спасского завода, первые производства Горнозаводского и Искитимского цементных заводов, завод «Спартак» и ряд других предприятий и отдельных технологических линий. В постперестроечный период было введено в эксплуатацию несколько технологических линий. В 1991 г. в ОАО «Себряковцемент» после реконструкции технологической линии мокрого способа с печью 5х185 м была введена в эксплуатацию линия полусухого способа с печью 5х125 м с циклонным теплообменником и декарбонизатором. В 1996 г. в ОАО «Алцем» (Алтайский край) была введена линия мокрого способа с печью 4х150 м мощностью 300 тыс. т клинкера в год. По срокам эксплуатации цементная промышленность России пока еще остается старой отраслью. Износ активной части основных фондов на большинстве предприятий превысил 70%. В 2006 г. коэффициент использования мощностей составил 75,5%. В эксплуатации находится 93,5% печей со сроком службы более 30 лет.

По мокрому способу производства вырабатывается 84% цемента, по сухому — 16%. Основными видами технологического топлива являются природный газ (92%) и уголь (7%). Мазут практически исключен из потребления. Средний удельный расход условного топлива на производство 1 т клинкера в целом по отрасли составил 207,4 кг/т, в том числе на печах мокрого способа — 213,8 кг/т, на печах сухого способа — 152,6 кг/т. За последние годы ассортимент продукции стабилизировался. Следует отметить некоторый рост производства цемента марок «500» и «550». Из общего объема выпускаемого портландцемента, составляющего 92,1% всего производимого цемента, 49,5% составляет портландцемент марки «400», 36,7% — портландцемент марки «500». Портландцементы марок «550» и «600» — всего 1,5%. Выпуск шлакопортландцемента общестроительного назначения составляет около 3 млн т, и его основная масса представлена рядовым шлакопортландцементом марки «400» (около 2,5 млн т), а шлакопортландцемент марки «300» выпускается в количестве чуть более 400 тыс. т. Факт небольшого количества производимого шлакопортландцемента объясняется недостатком гранулированных доменных шлаков, которые поставляются цементной промышленности в количестве около 4 млн т в год. Ежегодный выпуск тампонажного цемента в России находится на уровне 750 тыс. т. Производство пуццоланового и декоративного цемента составляет соответственно около 50 (60) тыс. т в год. В целом ассортимент производства цемента удовлетворяет потребностям строительной индустрии России. Научно-технический уровень ведения технологического процесса, возможность использования сырьевых материалов, различных по химико-минералогическому составу, позволяют производить цемент широкого ассортимента по заказу потребителя. Способствует этому и использование сепараторного помола цемента. В последнее время технология сепараторного помола внедрена в ОАО «Себряковцемент» и ОАО «Мордовцемент».

Читайте так же:
Смешать цемент с бустилатом

С учетом высокого (75,5%) коэффициента использования основного технологического оборудования дальнейшее увеличение производства цемента на существующих мощностях в значительных объемах не представляется возможным. В настоящее время увеличение производства цемента возможно следующими путями. Во-первых, доведением производства цемента на действующих цементных заводах до проектных показателей. Например, в 1990 г. в ОАО «Михайловцемент» было выработано 1882,5 тыс. т клинкера, а в 2006 г. — 1383,3 тыс. т. Тогда же на Савинском цементном заводе было выработано 1135,4 тыс. т клинкера, а в 2006 г. — 692,0 тыс. т. Такая же картина наблюдается еще на ряде крупных заводов. Одной из основных причин снижения производства является ограничение поставок активных минеральных добавок. В свою очередь, одной из основных минеральных добавок является доменный гранулированный шлак. В настоящее время ресурсы доменных шлаков в России составляют около 9 млн т, из них цементники получают около 4 млн т. При этом стоимость гранулированных шлаков возросла в 3 раза. Для увеличения объема производства цемента в короткие сроки следует в больших объемах использовать трепел, опоку, золу-унос. Перевод выпуска цемента на работу по ГОСТ 31108-2003 даст возможность более широко использовать минеральные добавки, в том числе и известняк. Во-вторых, пора вводить в эксплуатацию законсервированные производства. В первую очередь это касается цементного производства Ачинского глиноземного комбината. Компания «БазэлЦемент» планирует введение в эксплуатацию двух печей этого предприятия. Производительность этих печей составляла 86-88 т/ч. При их эксплуатации производство цемента может составить около 1800 тыс. т в год. На Ново-Спасском заводе в свое время эксплуатировались две печи сухого способа производства размерами 7,0/6,4х95 м с циклонными теплообменниками. При работе на мазуте их производительность составляла 130-133 т/ч. При переводе печей на работу с использованием угля стало технически возможным оперировать какой-либо одной печью. В настоящее время ведется работа по обеспечению возможности работы одновременно двух печей. Это позволит увеличить производство цемента на 750-800 тыс. т в год.

В-третьих, необходимо строительство новых цементных заводов и технологических линий. Безусловно, это самый радикальный путь не только увеличения производства цемента, но и технологического перевооружения цементной отрасли. Строительно-финансовые компании, руководители регионов заявляют о намерениях строительства цементных заводов. Уже завершено строительство новых технологических линий в ОАО «Сода» (Башкортостан) мощностью 1 млн т клинкера в год (сухой способ производства) и ОАО «Мордовцемент» (Мордовия) мощностью 2300 т кл/сутки (полусухой способ производства). В ОАО «Себряковцемент” завершается реконструкция печи полусухого способа производства с увеличением ее производительности на 25 т/ч. Ведется строительство новых технологических линий сухого способа производства в ОАО «Сухоложскцемент» и мокрого способа производства в ОАО «Магнитогорский цементно-огнеупорный завод» производительностью 40 т/ч. Компанией «БазэлЦемент» предусмотрено строительство нового Серебрянского цементного завода (Рязанская область) мощностью 1,5 млн т цемента в год на основе оборудования Sinoma Engineering International (Китай). Компания «Интеко» вскоре после продажи своих цементных активов вновь вернулась к их формированию. В конце 2006 г. она приобрела два небольших завода сухого способа производства в районе Новороссийска — ОАО «Атакайцемент» и Верхнебаканский цементный завод. В настоящее время последнее предприятие реконструируется и должно войти в строй до 2010 г. К этому списку можно добавить и строительство технологических линий сухого способа производства мощностью 2,5 млн т цемента в год в ОАО «Мордовцемент» и мощностью 1,3 млн т в ОАО «Искитимцемент». В 2010 г. с введением в эксплуатацию перечисленных объектов и при доведении действующих предприятий до проектных показателей производство цемента может достигнуть 65-68 млн т.

Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 33 за 2008 год в рубрике материалы и технологии

Крупнейшие мировые производители цемента

Цементная промышленность является показателем развития страны, так как потребление цемента напрямую связано с доходами населения. Эта отрасль во многом определяет будущие изменения в развитии региона и зависит от таких факторов, как спрос, запасы сырья и экономическая обстановка.

За последние годы ситуация на мировом рынке цемента существенно изменилась: сегодня доля развивающихся рынков составляет примерно 90 %, а на Западную Европу и Северную Америку приходится меньше 10 %.

Таблица 1 — Крупнейшие производители цемента (по мощности, согласно годовому отчету Global Cement Directory 2013).

Позиция

Компания / группа компаний

Страна

Мощность
(млн тонн/год)

Количество заводов

Таблица 2 — Toп-10 мировых стран-производителей цемента по установленной мощности (по данным USGS Mineral Programme Report 2011).

Позиция

Страна-производитель

Мощность
(млн тонн/год)

США (включая Пуэрто-Рико)

Китайские производители

По наблюдениям Société Générale de Surveillance, в 2010 году на долю Китая приходилось 55 % мирового потребления цемента. Согласно данным официальной статистики, потребление цемента в Китае в 2010 году составило 1500 кг на душу населения. Среднее мировое потребление цемента без учета Китая — всего лишь 300 кг на человека.

Однако этот пик спроса уже привел к перепроизводству цемента в Китае. Так, согласно сведениям корпорации CNBM, в 2011 году было произведено 2,09 млрд тонн, а за первые шесть месяцев 2012 года, по данным China National Materials (Sinoma), объем производства цемента в стране упал до 995 млн тонн. Корпорации CNBM и Anhui Conch сообщили о резком снижении чистой прибыли за девять месяцев 2012 года: доход CNBM сократился на 40 % — до $577 млн, а чистая прибыль Anhui Conch уменьшилась на 57 % — до $632 млн.

Читайте так же:
Работа цементной вращающейся печи

Очевидно, что Китай предпринимает шаги, чтобы увеличить инвестиции в инфраструктуру и не допустить падения спроса на рынке недвижимости. Тем не менее, Société Générale de Surveillance ставит под сомнение устойчивость быстрого развития Китая. «Наш анализ показывает, что во всех странах, где потребление цемента в течение нескольких лет превышает 1000 кг на душу населения, рано или поздно происходит строительный кризис», — заявляют в организации.

Однако крупнейшие китайские производители по-прежнему стремятся к расширению своих мощностей. К примеру, Sinoma ожидает увеличения мощности до 100 млн тонн/год к концу 2012 года по сравнению с 87 млн тонн/год в конце 2011 года.

Транснациональные корпорации

В 2011 году мировой рынок цемента начал восстанавливаться. В Китае спрос вырос на 10 %, а в Индии, на долю которой приходится 7–8 % мирового потребления цемента, увеличился на 6 %. В 2011 году Индия достигла суммарной мощности в 330 млн тонн/год.

Стоит отметить, что крупные китайские производители заинтересованы в основном в местном рынке, в то время как ряд компаний, таких как Lafarge, Holcim, HeidelbergCement, Cemex, Italcementi, Votoranitm, Buzzi и Vicat, имеют заводы во многих странах мира. Каждая из этих компаний производит более 30 млн тонн/год, а лидирует Lafarge с мощностью 225 млн тонн/год.

Во Франции, Германии и Великобритании объем производства цемента в 2011 году увеличился за счет благоприятных погодных условий в четвертом квартале. Греция и Испания пережили значительное снижение производства, отражающее макроэкономические тенденции. Lafarge сообщила о падении продаж в Испании на 15 % в связи с сокращением строительных работ. Продажи компании в Греции снизились на 31 %. В Польше и Украине во время подготовки к чемпионату Европы по футболу потребление цемента увеличилось на 21 и 12 % соответственно. В Германии относительно высокие показатели экономического развития привели к увеличению потребления цемента на 13 %. Восточная Европа в 2011 году восстановилась после двух лет депрессии на рынке в связи с экономическим кризисом. Lafarge сообщила об увеличении продаж на 46 %.

Всего за 2011 год Западная Европа потребила порядка 155 млн тонн цемента. Компания HeidelbergCement сообщила об увеличении выручки в странах Африки и Средиземноморья на 9 % — до 1,02 млрд евро в 2011 году по сравнению с 938 млн евро в 2010 году. В 2011 году в странах, где есть заводы компании, потребление цемента выросло более чем на 10 % и, согласно прогнозам, будет расти на 5–9 % ежегодно.

Lafarge сообщила об увеличении объемов продаж в Африке и на Ближнем Востоке на 2 % — до $4,66 млрд в 2011 году по сравнению с $4,59 млрд в 2010 году. В этом регионе у компании 25 цементных заводов с годовой мощностью в 58,4 млн тонн. В 2011 году выручка Lafarge в странах Африки и Ближнего Востока составила 25,5 % от общего объема прибыли компании.

По мнению HeidelbergCement, главными стимулами для дальнейшего роста строительной активности и спроса на цемент в Африке являются устойчивый экономический рост, увеличение численности населения и урбанизация. Компания планирует продолжить расширение производственных мощностей, в то время как Holcim уходит из Южной Африки.

Holcim, вторая крупнейшая цементная компания в мире, сократила свою долю в AfriSam с 85 до 15 %. Ее чистый объем продаж в этом регионе составил $1,03 млрд — 4,5 % от общего оборота группы.

2012 год

Чистый объем продаж 10 крупнейших компаний подтвердил некоторое оживление на мировых рынках в первые три квартала 2012 года. И Lafarge, и Holcim сообщили об увеличении продаж за девять месяцев 2012 года на 5 %. Тем не менее, прибыль Lafarge упала на 44 % — до $431,2 млн, что во многом объясняется программой реструктуризации. У Holcim объем продаж в Западной Европе сократился на 46 %.

Объем продаж в HeidelbergCement за первые девять месяцев 2012 года увеличился на 3 %, с ростом производства на 12 % (до 8,9 млн тонн) в Северной Америке и на 7 % (до 22,1 млн тонн) в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Падение продаж на 4 % (до 16,1 млн тонн) было зафиксировано в Западной и Северной Европе. Продажи в Центральной Азии и Африке, Средиземноморском регионе остались на уровне 2011 года.

Прогнозы

Развитие цементной промышленности, как ожидается, продолжится. В Индии, например, согласно «Индийскому прогнозу цементной промышленности» по RNCOS, совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) составит около 12 %, и к 2014 году объем производства достигнет 303 млн тонн/год. Наличие сырья и различных льгот, предоставляемых государством, делают этот регион выгодным для инвестиций. Многие международные компании стремятся создать тут производственную базу, несмотря на многочисленных местных производителей, которые в настоящее время господствуют на рынке.

Lafarge ожидает, что мировой спрос на рынке цемента до 2015 года будет возрастать на 4,6 % в год, при росте мирового ВВП на 3,4 % и отсутствии крупных экономических потрясений в мировой экономике. В этот прогноз компания не включает Восточную Европу: здесь, по мнению Lafarge, спрос на цемент до 2015 года будет сокращаться на 0,6 % в год.

HeidelbergCement планирует расширяться в основном в развивающихся странах — 10 млн тонн дополнительных мощностей будут введены в эксплуатацию в 2013 году. Крупнейший проект компании на 2014 год — цементный завод в Индонезии мощностью 4 млн тонн/год.

Согласно прогнозу китайской цементной промышленности, внутреннее производство цемента в Китае будет на уровне 2,48 млрд тонн/год, а в 2015 году мощность составит 2,75 млрд тонн/год. Все ведущие китайские производители планируют расширять свои производственные мощности. Приведет ли это к увеличению экспорта цемента или сбудутся прогнозы Société Générale de Surveillance? Посмотрим.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector